Направления института
   
Телесно-ориентированная психотерапия
Системные расстановки
Детский психолог
Психотерапевтические программы
Гештальт-Терапия
Холотропное дыхание
Танатотерапия
Психоанализ
Семейная психотерапия
Психология
  Виртуальный кабинет психологической помощи
Расписание семинаров
  Полезная информация
   
Публикации
Библиотека
Видео
  О нас
   
Дипломы и сертификаты
Галерея
Контакты
Обратная связь
Партнеры
На главную

Rambler's Top100

     
 
 

ДОКТОР АРТ

 

«Доктор Арт», журнал «Dolce Vita» (март 2007)

Красота спасет мир... Это не только цитата из литературной классики, но и основной принцип арт-терапии — психологической практики, предлагающей врачевать тело и душу, общаясь с прекрасным внутри нас.

Истинное отдохновение и уму, и сердцу приносят только по-настоящему красивые вещи. А красивые вещи, созданные человеком, вызывают еще и особенное чувство эстетического наслаждения. Во все века люди пленялись живописью и музыкой, танцем и словом. Хотя вкусы и предпочтения со временем кардинально менялись, одно всегда оставалось неизменным ни с чем несравнимое удовольствие от красоты.
Опыт, накопленный за историю существования арттерапии, говорит о том, что искусство не только приятно, но и полезно. Как отдельная практика арттерапия существует чуть более пятидесяти лет. Между тем о целительных свойствах искусства человек догадывался давно. Еще древние греки пользовались этим в своих театральных мистериях, силой музыки и игры актеров вызывая у зрителей ощущение катарсиса — эмоционального очищения.
В Китае считают, что музыка, исполняемая на чайных церемониях, благотворно влияет на настроение и самочувствие. В индийских храмах во время богослужений поют мантры. По индуистским представлениям, они несут в себе лечебный заряд.

Прогрессивный ХХ век, с его научным подходом ко всему, не оставил без внимания и эту тему. Одновременно в разных областях науки возник интерес к тому, каким образом искусство влияет на человека. Исследования этого вопроса открыли массу фактов, говорящих, что эффект от занятий творчеством намного сильнее, чем от созерцания прекрасного в качестве зрителя.
Английский врач и художник Адриан Хилл заметил, что занятия живописью ускоряют выздоровление, и начал активно использовать этот эффект в своей практике. Он стал основателем арт-терапии. Если вы хотите снять стресс, сосредоточиться или улучшить настроение, можно сделать это при помощи красок. Надо представить себе желаемое состояние и попробовать изобразить это ощущение на бумаге. Главное условие — не ограничивать свою фантазию какой-нибудь задачей или пытаться нарисовать что-нибудь кра сивое. Искусство не должно быть самоцелью, здесь важен именно процесс. Если человек свободно отдается радости творения, то в результате чудесным образом меняется не только материал, с которым он имеет дело, но и он сам.
Существуют различные техники, помогающие отрешиться от оценочного отношения к своей деятельности и уйти от шаблонных образов. Например, рисование левой рукой. В таком случае включается правое полушарие, отвечающее за чувства, эмоции и творческое мышление. На бумаге могут появиться самые неожиданные сочетания форм и цветов. Таким образом выражают себя смутные желания, скрытые надежды и ощущения, которые не передаются словами. Но, глядя на рисунок, каждый, как правило, может объяснить, что он нарисовал.
Гете говорил, что искусство — это зеркало, где каждый видит себя. То есть, говоря языком психологии, суть своих представлений о собственной Личности. Арттерапия — зеркало, отражающее саму личность.

Умению творить не задумываясь можно поучиться... у детей. Один из видов арт-терапии — музыкотерапия — развивает идеи австрийского композитора Карла Орфа. В начале прошлого века он открыл несколько удивительных музыкальных школ. На занятиях детям раздавали несложные музыкальные инструменты и просили импровизировать на них, В отличие от традиционного музыкального образования, когда все произведения исполняются строго по нотам, при таком подходе музыка постепенно начинает формировать себя сама.
Свободное самовыражение — цель всей арт-терапии — напрямую связано с готовностью играть по-детски непосредственно и самозабвенно, На групповых занятиях участникам предлагается играть, или петь, или танцевать все, что захочется, и так, как захочется, В процессе такой коллективной импровизации создаются совершенно особые взаимоотношения между музыкантами и каждый по желанию может стать солистом или дирижером. Эффект от нескольких таких занятий как от целого курса психоанализа.
Среди направлений музыкотерапии есть такое, в котором основное участие человека в музыке заключается в особом слушании. Музыкальный терапевт составляет индивидуальную подборку композиций и рекомендаций по их применению. Например, как, лежа с закрытыми глазами и представляя под музыку образы огня или воды, задавать себе вопросы и ждать, когда ответ появится перед внутренним взором. Таким способом решаются многие личные проблемы из тех, о каких сложно рассказать даже психологу. Методами этой терапии можно вылечить хроническую бессонницу. Для этого следует слушать перед сном специальную музыку, успокаивающую пульс и дыхание.

Когда ребенка просят сочинить сказку, он с удовольствием начинает свое повествование и описывает свои фантазии очень подробно, придумывает различных персонажей, добрых и злых героев, взаимоотношения между ними. Многое можно понять из этой сказки. В ней своего рода метафорическое описание его семьи, привычек родителей и отношений с окружающими. Можно сразу увидеть, что беспокоит ребенка или чего он боится.
В практике сказко-терапии используются схожие приемы. Лучше даже записать свое сочинение. чтобы прочитать его через некоторое время и понять, изменилось ли что-то в этой сказке, и если изменилось, то почему. И садиться за новую. Немного последовательности в таких занятиях и через какое-то время окажется, что жизнь, и правда, больше становится похожей на сказку.

 

Наверх